Замерзшие красавицы, теленок — тайны названий горных перевалов Кыргызстана

(22 июня 2020) Кыргызстан — страна горная. Путешествуя по республике, нельзя не заметить красоту и величие перевалов, а также не обратить внимание на их очень необычные названия.

О тайнах происхождения топонимов рассказал географ.

Сегодня мы расскажем о знаменитых высокогорных перевалах с интересными названиями, которые находятся на основных трассах республики: Бишкек — Нарын — Торугарт и Бишкек — Ош. Sputnik Кыргызстан побеседовал с топонимистом, географом Темиркулом Эшенгуловым и узнал об истории возникновения и этимологии названий горных перевалов на территории Кыргызстана.

Топономик, географ Темиркул Эшенгулов

Перевал, согласно Большому энциклопедическому словарю, означает понижение в гребне горного хребта, то есть это наиболее низкое и доступное место для перехода с одного склона хребта на другой, обычно между соседними речными долинами. У кыргызов есть несколько слов для обозначения перевалов: «мойнок» (крутой горный перевал, буквальный перевод — шея), «бел» (горный хребет, буквально — талия, поясница), «арт» (переход — употребляется в географических названиях, от слова «артуу» — перейти, переходить), «даван» или «дабаан» (горная вершина, слово в этом же смысле также встречается у народов Южной Сибири, Алтая, Тывы, Якутии).

Даван употребляется при обозначении мест, где нет особых трудностей в преодолении горных хребтов, но в географическом смысле даван и бел схожи. Слово «даван», как и слово «арт», в кыргызском языке уже стало архаизмом и редко употребляется в повседневной речи. «Арт» встречается в названиях перевалов в горах Иссык-Куля и Нарына, это слово можно встретить в трудах Махмуда Кашгари (ХI век). На юге республики слово «арт» по отношению к перевалам почти не употребляется. Слово «мойнок» также употребляется в названиях перевалов, по которым легко можно перебраться из одной долины в другую, — например, Ак-Моюн, Кок-Мойнок. Также при разговоре о горных перевалах встречается слово «ойюлма» (от производного слова «оймо» — узор, «ойюлма» — буквально резьба, резной). Слово применяется к описанию горной тропы или дороги на перевале. Сейчас так называют серпантины.

Если выехать из Бишкека в сторону Торугарта, то по дороге на Тянь-Шань придется преодолеть несколько перевалов.

Кубакы (Куакы)

Грузовой автомобиль едет по дороге в Нарынской области
© SPUTNIK / ТАБЫЛДЫ КАДЫРБЕКОВ
Трасса в Нарынской области

После пересечения красивейшего Боомского ущелья есть два пути чтобы попасть в Кочкорский район Нарынской области. По одной дороге необходимо заехать в город Балыкчи (Иссык-Кульская область) и далее в Кочкор, а по другой можно выехать по мосту через реку Чу на ответвление трассы, ведущей к перевалу Кубакы (Куакы).

Перевал расположен между долинами Орто-Токой и Байдамтал и считается опасным — проезжать его разрешается только на легковом или грузовом авто, пассажирским автобусам проезд по Кубакы запрещен. Его высота — 2350 метров над уровнем моря.

Топоним происходит от кыргызского слова «кубарып» (желтеть, увядать). В силу географического расположения растительность здесь низкая, а трава быстро жухнет. Если встать на вершине перевала и оглядеться, можно увидеть, что горная флора имеет унылый вид, а почва будто покрыта лишайником.

Долон

После того как путник добрался до Кочкора (в Нарынской области), чтобы попасть в Нарын, ему предстоит преодолеть знаменитый перевал Долон. Его высота над уровнем моря — 3030 метров. Про строительство первой автомобильной дороги на этом перевале с очень крутыми серпантинами в советское время был снят фильм «Я — Тянь-Шань». Позже дорогу реконструировали — подъем и спуск стали пологими и более безопасными.

13

Есть три версии топонима перевала. По одной она связана с одной из значимых персон в кыргызской санжыре (книга с описанием родословных разных родов кыргызского народа) Долон-бием (судья). По легенде Долон-бий во время длительного пути остановился перекусить и отдохнуть в этом месте, так как летом в ущелье очень красиво и прохладно под сенью деревьев. Люди, описывая перевал, так и говорили: там, где отдыхал Долон-бий. Таким образом название укрепилось.

По второй версии, которая описана в книге Доолотши Исаева, название перевала происходит от монгольского слова «долоо», что означает число «7″. На территории Кыргызстана очень много топонимов и понятий, имеющих монгольские корни. По поверью, во время похода монголов на запад войска переходили этот перевал, который тогда насчитывал семь серпантинов.

Еще по одной версии топоним имеет иранские корни — по-персидски «долон» означает перевал.

Кызыл-Бел

После Долона дорога приведет в город Нарын, а далее, чтобы попасть на границу с Китаем (перевал Торугарт), нужно преодолеть еще небольшой перевал Кызыл-Бел. Он расположен недалеко от Нарына по дороге в село Ат-Баши. Высота его — 2484 метра над уровнем моря.

Топоним простой — «кызыл» переводится как красный. Очевидно, это связано с цветом горных пород, которые состоят преимущественно из суглинка. Подобный топоним встречается часто в Кыргызстане и применяется по отношению как к местности, селам, так и к перевалам и речкам. Перевал с таким же названием есть в Чаткале (Джалал-Абадская область), а в Баткенской области недалеко от границы с Таджикистаном есть село Кызыл-Бел.

Торугарт

Церемония запуска инспекторско-досмотрового комплекса на контрольно-пропускном пункте Торугарт в Нарынской области.
© ФОТО / ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА / АЛИШЕР АЛИЕВ
Перевал Торугарт находится в Ат-Башинском районе в горах Тянь-Шаня на кыргызско-китайской границе

Перевал Торугарт находится в Ат-Башинском районе в горах Тянь-Шаня на кыргызско-китайской границе, недалеко от озера Чатыр-Куль. По пути вам встретится знаменитый исторический памятник Таш-Рабат. Высота перевала — 3752 метра. Дорога входит в приграничную зону, и попасть на перевал без разрешения не получится.

Топоним происходит от слов «тору», что в переводе значит гнедой, и «арт» — перевал. Возможно, такое название возникло из-за золотисто-красного цвета глиняных пород в этих горах.

Мэлс-Ашуу

В Нарынской области как в самом горном регионе страны практически на всех дорогах есть перевалы, различные по высоте и опасности. Поэтому остановимся лишь на нескольких из них.

Из Ат-Башинского котлована по узкой горной дороге можно попасть в Ак-Талинский район. По дороге нужно преодолеть перевал с очень интересным названием Мэлс. Его высота — 3420 метров над уровнем моря.

Топоним происходит от начальных букв фамилий идеологов социализма и коммунизма — Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

Кара-Коо

Памирский тракт, автодорога, соединяющая Ош с таджикским Хорогом
ДМИТРИЙ ЧИСТОПРУДОВ, НИКОЛАЙ РЫКОВ. ФОТОАГЕНТСТВО VOSTOK
10

Расположен на дороге Нарын — Казарман (Тогуз-Тороуский район Джалал-Абадской области). Высота перевала — 2800 метров над уровнем моря. Несмотря на то что он относительно невысок, это один из самых опасных и крутых перевалов республики с множеством серпантинов. При этом путнику по факту надо преодолеть один за другим более десяти маленьких перевалов.

Топоним происходит от «кара» (в данном случае переводится не как черный, а как большой, внушительный, величественный) и слова «коо» — видоизменного иранского слова «кук», которое переводится как высокий.

Кызарт

Из Кочкорки, преодолев перевал с красивым названием Кызарт, можно попасть в Джумгальский район Нарынской области. Кызарт находится между горами Сандык и Кызарт, его высота составляет 2664 метра над уровнем моря.

Топоним перевала состоит из двух слов — «кыз» и «арт» — и означает «Девичий перевал». Первая часть переводится как девочка, девушка, а второй компонент названия — древний кыргызский термин, который собственно и обозначает перевал.

Существует легенда, по которой в очень солнечный праздничный день 40 дочерей хана (по одной из версий, дочь и сопровождающая ее свита), нарядившись в легкие платья, выехали на прогулку (по другой версии — дочь хана выехала навстречу возлюбленному). По пути они встретили бедную девушку, которая была одета в старую шубу, и по ее просьбе взяли ее с собой. В горах погода резко испортилась, началась метель, и девушки, одетые в летние платья, сильно замерзли и погибли. А бедная девушка осталась жива благодаря своей старой шубе. Поэтому теперь в народе перевал, где постоянно дуют холодные ветры, называется Кызарт.

Калмак-Ашуу

Из Кочкорки, не доезжая до перевала Долон, есть ответвление дороги, по которой через село Толок можно попасть на озеро Сон-Куль. На этой горной дороге расположен перевал Калмак-Ашуу. Его высота — 3447 метров над уровнем моря. Это самый безопасный путь на высокогорное озеро.

Топоним связан с этносом «калмак» (калмык), представители которого правили в этой местности в XVII веке. С калмаками связаны и названия села и маленькой речки в Чон-Кеминской долине, которые также называются Калмак-Ашуу.

Тескей-Торпок

На озеро Сон-Куль можно попасть и по Тескей-Торпоку, который считается одним из красивейших перевалов Кыргызстана. В народе из-за большого количества поворотов на горном серпантине за ним закрепилось необычное название 33 попугая. Высота перевала — 3133 метра над уровнем моря.

Топоним происходит от слов «тескей» (тескей — теневая, несолнечная сторона, обычно северный склон горы) и «торпок», что в переводе означает теленок. В ущелье Тескей-Торпока находится небольшой, но очень красивый водопад с одноименным названием.

Молдо-Ашуу

С озера Сон-Куль через перевал Молдо-Ашуу можно добраться до Ак-Талинского района Нарынской области. Его высота — 3243 метра над уровнем моря. Топоним происходит от слова «молдо», у которого несколько значений. Молдо — мулла, священнослужитель, но раньше это слово употреблялось и по отношению к образованным людям (обычно окончившим медресе (мусульманскую школу) и владеющим арабской грамотой). По преданию, в этом регионе проживал известный молдо, который учил детей и был для своего времени очень прогрессивным. Он часто переходил этот перевал летом, чтобы перегнать скот на пастбища Сон-Куля. Так в народе и закрепилось название перевала, который интересен тем, что у него много крутых серпантинов.

Вообще, перевалов в Нарынской и Иссык-Кульской областях куда больше, но мы рассказали о самых значимых, которые расположены по стратегической трассе — Бишкек — Нарын — Торугарт и близ нее.

Тоо-Ашуу

Это единственная дорога соединяющая север и юг республики
© ФОТО / АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВ
Перевал Тоо-Ашуу на автодороше Бишкек — Ош

Если выехать из Бишкека в сторону трехтысячелетнего города Оша, то первым и, наверное, самым величественным перевалом на этой трассе будет Тоо-Ашуу. Это один из самых высоких перевалов Кыргызстана — его высота 3586 метров над уровнем моря. Расположен Тоо-Ашуу в горах кыргызского Ала-Тоо в районе города Кара-Балта на участке дороги Бишкек — Ош, ведущей из Чуйской долины в Суусамырскую.

В переводе с кыргызского Тоо-Ашуу означает «верблюжий перевал». У кыргызов и многих других народов часто названия рек и местностей связаны с животными или растениями. В науке названия, связанные с названиями животных, называются «зоотопонимами», а с растениями — «фитотопонимами». Есть версии, что через этот перевал проходило множество верблюдов или их разводили в той местности, но они не доказаны. Возможно, что зоотопоним «Тоо-Ашуу» возник как сравнительный. Верблюд в регионе считается одним из самых крупных животных, и очевидно, что высокий перевал сравнивали с этим животным. Таким образом и появилось название.

Улар-Ашуу

На вершине перевала находится туннель имени Кусейина Кольбаева, построенный в 1962 году
© ФОТО / АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВ
Перевал Тоо-Ашуу на автодороге Бишкек — Ош

Этот перевал расположен чуть восточнее места, где на перевале Тоо-Ашуу находится туннель. Первая дорога из Чуйской долины в Суусамырскую, проложенная еще в военные годы, была очень крутой, с множеством опасных серпантинов и проходила по самой вершине горы. Высота перевала Улар-Ашуу — 3722 метра над уровнем моря, что на 136 метров выше, чем Тоо-Ашуу. В 1960-х годах дорога была реконструирована, в ней пробили туннель, чтобы сделать путь безопасным, а название Улар-Ашуу стало забываться. Теперь над двумя перевалами закрепилось общее название — Тоо-Ашуу.

Топоним происходит от птицы улар (горная индейка), которая считается редкой и занесена в Красную книгу. Улар обитает в горах и с наступлением лета поднимается очень высоко к вершинам. В зимний период он спускается ближе к низовьям. У кыргызов улар считается священной птицей.

Отмок

Большегрузная фура проезжает арку на автодороге в Таласской области
© SPUTNIK / ТАБЫЛДЫ КАДЫРБЕКОВ
Арка у автодороги в Таласской области

После пересечения Суусамырской долины у трассы есть северное ответвление, которое ведет на родину Манаса. Перевал Отмок расположен на западной стороне долины и соединяет ее с Таласской долиной. Высота перевала над уровнем моря — 3330 метров. Раньше дорога была довольно опасной, но не так давно часть ее реконструировали, и теперь она более пологая и безопасная. На перевале мало серпантинов, но очень долгие затяжные подъемы.

Топоним происходит от кыргызского слова «отмок», что означает переход. В названии заложено пожелание путнику без сложностей перейти это место и быстрее закончить трудный путь.

Ала-Бель

Этот перевал расположен по дороге Ош — Бишкек на участке между Суусамырской долиной и ущельем Чычкан (в переводе означает «мышь») в Токтогульском районе. Высота перевала Ала-Бель над уровнем моря составляет 3 642 метра. Из-за такой высоты тут почти круглый год лежит снег и дуют холодные ветры. Дорога считается опасной, хотя она и без множества серпантинов. Дело в том, что тут затяжные подъемы и спуски, которые в непогоду быстро покрываются тонким слоем льда, хотя визуально дорога остается чистой и без снега.

Топоним происходит от кыргызских слов «ала» (пестрый) и «бель» — перевал. Буквальный перевод — «пестрый перевал», но по отношению к горам слово «ала» звучит как «горы с вечным снегом». Такой же смысл в названии кыргызского хребта Ала-Тоо.

Перевал Чыйырчык

Далее по дороге до Оша высоких перевалов больше нет, если не считать опасный проезд через горные ущелья от Токтогула до Таш-Кумыра. Но в 40 километрах к югу от южной столицы по дороге, ведущей к селу Гульча, есть небольшой перевал Чыйырчык. Это первый перевал на Восточном Памирском тракте — дороге, ведущей из Оша в таджикский Хорог. Этот перевал не очень высокий — его высота над уровнем моря всего 2400 метров.

Название происходит от слова «чыйырчык», что в переводе означает скворец. Эти птицы не могут летать высоко и выбирают путь для перелетов в обход гор. В этой местности проходит один из путей миграции скворцов, поэтому перевал назвали Чыйырчык.

На участке Памирского тракта от Оша до Хорога путнику надо преодолеть три высокогорных перевала: Талдык (3615 метров), Кызыл-Арт (4280) и Ак-Байтал (4655). Кстати, последний является одним из самых высоких перевалов в мире, по которым проходит автомобильная дорога. Но о них и других интересных местах Кыргызстана мы расскажем в следующих беседах с географом и топонимистом Темиркулом Эшенгуловым.

ru.sputnik.kg

Добавить комментарий

bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch