(21 ноября 2016) В чём особенность бишкекских мозаик? Как они создавались? И кто за них несет ответственность? На эти вопросы отвечает член Школы творческой актуализации будущего (ШТАБ) Самат Мамбетшаев.
«Осколки мечты» — проект ШТАБа о бишкекских мозаиках, который активисты воплощали с 2013 года. Этот проект ставил своей целью больше рассказать о таком монументальном искусстве как мозаика. В интервью Kloop.kg Самат Мамбетшаев рассказывает, что активисты обнаружили, пока изучали бишкекские мозаики.
Повествование проводится со слов Мамбештаева.
Весь этот проект был поисковым, не было никакой информации. Нужно было ходить в архивы, брать интервью, собирать мнения людей о каждой мозаике — то есть собирать всю информацию по крупицам. В то время этой темой никто не интересовался, так что мы пионеры в этой сфере, и задаем тон всей Центральной Азии.
Один из результатов проекта — карта советских мозаик в Бишкеке, которую мы сделали. А также экскурсии, которые мы проводим по городу, показывая монументальное искусство. Фокус проекта — Фрунзе 60-80 годов. Именно этот период был пиком мозаичного искусства.
Мозаики были разные. Некоторые были выполнены знаменитыми монументалистами. Другие были сделаны на домостроительных комбинатах. Но вообще, особых различий в мозаиках разных десятилетий нет. Каждая из них по-своему интересна.
Монументальное искусство было частью советской пропаганды — спорта, интернационализма, труда, научно-технического прогресса, торжества науки и рационального знания.
На создание мозаичных панно объявлялся большой конкурс. Многие монументалисты предлагали свои эскизы. И некоторые из них были авангардными для своего времени, но предпочтение все-таки давали советскому реализму, поэтому мозаики в Бишкеке не отличаются радикальностью.
Судя по найденным документам, изначально при строительстве здания закладывалась определенная сумма именно на производство мозаики. Загодя оставляли торцы домов, как холсты.
Мозаики, кстати, были очень дорогими, и авторы получали за них большое вознаграждение.
Изготавливались панно в основном из смальты — особого вида закаленного стекла, который привозили из Прибалтики. Он был долговечным, и если за ним правильно ухаживать, то мозаика не потеряет свой первозданный вид.
Сегодня мозаики просто неухоженные. Многие из них в отличном состоянии, просто их надо почистить.
Одно панно восстановить уже невозможно. Это небезызвестная мозаика «Космос и научно-технический прогресс». Именно ШТАБ инициировал процесс восстановления мозаики.
Я помню, что лично наш художественный руководитель Оксана Шаталова хотела сфотографировать эту мозаику и не нашла. Хотя была в том месте, где она должна быть. Потом случайно обратила внимание на текстуру стены и поняла, [что ее закрасили].
В ШТАБе написали письмо в мэрию, министерство культуры, подняли шум, что это памятник истории и культуры. Владельца все-таки заставили отмыть мозаику и заплатить смешной штраф в 1000 сомов.
Панно отмыли, но отмыли только камни, швы уже не отмыть. В стене просверлены отверстия для кондиционеров, и мозаика «трещит по швам».
После этого был случай в «Айпери» [в советское время — популярный салон красоты в центре Бишкека].
Когда на месте «Айпери» только открылся бар, наши художественные руководители озаботились будущим панно. Владельцы бара их уверили, что мозаика не тронута, ее просто прикрыли, создав стену из гипсокартона.
Но никто с уверенностью не может сказать, что ее не просверлили или не испортили другим способом.
Мозаика «Женщины» уникальна. Эта мозаика была в отличном состоянии, когда я ее видел. Уникальность ее в изображении женщин, они и в европейских костюмах, и в традиционных нарядах, а одна из них изображена в профиль.
Стилистически эта мозаика очень интернациональна. Очень жаль, что она закрыта. Эта одна из моих любимых мозаик.
Панно «Труд», например, символизирует классовую структуру общества того времени: крестьянка, рабочий и интеллигент. А «Спорт, спорт» пропагандирует здоровый образ жизни, находится на стене спортшколы.
«Ленин с нами» — тут сюжет панно-рельефа вращается вокруг привычных монументальных образов — Ленина, Красной Армии и прочего.
Мозаика «Тебе Родина, наш Труд» интересна тем, что панно биографически насыщенно. Оно напоминает гобелен. Автор мозаики — Теодор Герцен, проживал в доме неподалеку, а его жена, по легенде, стала моделью для памятника. Производство ткани показано на панно, как сказочный ритуал.
«Процветай Киргизия» — один из случаев, когда жители дома отстояли мозаику, несмотря на предложения рекламодателей. Так она и стоит на всеобщем обозрении.
«Шествие» на Южных воротах изначально задумывалось как декоративное панно. Но чиновники приказали отразить в нем достижения в области науки, культуры, сельского хозяйства. Авторы пошли на компромисс, изобразив людей, символизирующих эти достижения.
Мозаики на стене художественной академии уникальны другим. Они были созданы в 2004 году. Монументалист Алексей Каменский, преподававший там, по заказу академии создал две мозаики на торцах, словно специально предназначенных для панно. Помимо этого, процесс создания носил учебный характер. Студенты участвовали в создании мозаики, начиная с обжига керамики и заканчивая укладкой.
«Просвещение» привлекает своей историей. Сатар Айтиев как бы перенес картину на мозаику. У нее картинный стиль. Эта мозаика отличается от всех остальных. Лаконичность уступила место живописной дымке. Стиль неординарен и уникален.
Панно «Радио и современность» также необычно. Мозаика сделана из гальки. Она уникальна по цветам и выглядит до сих пор очень свежо. Тема обусловлена назначением радиоцентра, показаны радиоволны от гиганта-деятеля, который приручил видимую и невидимую материи.
Мозаики в микрорайонах — это отдельная тема. Они отличаются от остальных. Сделаны в декоративных целях и из дешевых материалов. Предназначены для жителей района, а не гостей столицы. В центре мозаики более торжественные, выполнены они известными художниками.
Кому принадлежат мозаики и кто за них ответственен? Они принадлежат народу. Очень важно для бишкекчан понимать, что мозаики принадлежат им. Они такие же мои, как и ваши, но эта современная ситуация с приватизацией очень конфликтна.
Здание вроде кому-то принадлежит, но мозаика, по сути, общественная. Владельцы об этом могут и не знать, не знать, что это памятник. И, как в случае с клубом «Запой», испортить его. Когда закрасили мозаику, многие ощутили, что тронули его личную вещь.
Помимо «Космоса», панно «Спорт» находится в критическом состоянии. Нижняя часть панно разваливается. Реставрировать мозаику можно, но кто будет привозить смальту? Где ее достать, кому это нужно?
Мозаика «Спортсменки» в 5-м микрорайоне тоже пострадала. Верхняя часть мозаики закрыта из-за того, что владелец квартиры захотел утеплить свое жилище.
Остальные в хорошем состоянии, просто их нужно почистить. Обслуживать мозаики должно государство — это часть их обязанностей по отношению к памятникам.
Меня удивляет, что тема мозаик снова становится интересной. Возможно, это связано с недавно начавшейся кампанией по восстановлению советских памятников.
Недавно почистили фонтан «Солнечные рыбки», восстановили модель атома [возле Академии наук] и бассейн «Дельфин», мы надеемся, что мозаики тоже не обойдут стороной.
Конечно, большую роль играет то, насколько общественность осведомлена об этом. Надеюсь, что больше людей обратит внимание на мозаики, очень важно коллективное самосознание, что это все — наше общее сокровище. Мы все надеемся на власти, но это не только задача государства, но и всего общества.
Фото: Метин Жумагулов