(17 февраля 2020) В древности кыргызы верили, что среди обычных людей есть так называемые «избранные».
Еще их называли «коз ачык», что переводится как «обладающий третьим глазом». Об интересных моментах жизни наших предков мы попросили рассказать исследователя кыргызских традиций.
Кыргызы издревле трепетно относятся к природе, наши предки в повседневной жизни всегда учитывали влияние потусторонних сил. Sputnik Кыргызстан побеседовал с исследователем традиций Чынарой Сейдакматовой о тайнах кыргызчылыка (традиции, связанные с необъяснимыми явлениями).
— Что такое кыргызчылык?
— Это не что-то конкретное, а целый пласт традиционной культуры кыргызов. У наших предков было понимание тайн мироздания, а некоторые обладали даром предвидения и врачевания. Людей со сверхъестественными способностями в простонародье зовут «козу ачык» — буквально «открытый глаз». Этому никто не учит, и дар этот дается свыше.
Провидцев у кыргызов называют «олуя». Они могут раскрывать прошлое, предсказывать будущее, находить пропавших и так далее. Известным предсказателем, например, был Калыгул олуя.
Бакши умеют общаться с не видимыми простым людям силами потустороннего мира, разговаривать с арбаками (духами ушедших), которые, по поверью, во всем поддерживают живых и покровительствуют им.
Жайчы — это человек, знающий «язык природы». Такие люди не только знали все о поведении животных, но и на основе знаний о природных явлениях могли предсказывать стихийные бедствия или, например, вызывать/прекращать дождь.
Знахарей с «легкой рукой» называют «табып». Они могут определить болезнь человека по пульсу, лечить травами и заклинаниями, вправить перелом и многое другое. Выражаясь современным языком, табыпы знали хорошо не только как устроено тело человека (анатомию), но и, как говорится, душу, то есть понимали психологию.
Я тоже старалась раскрыть в себе такие способности, но если это не дано свыше, то, как ни старайся, все равно не получится.
— По-вашему, бакшы умеет разговаривать с потусторонними силами. А у каждого человека есть такие защитники?
— Согласно поверьям, каждый человек и даже животное находятся под защитой высших сил (пир) в той или иной мере. Издревле считалось, что человек находится под покровительством Адам-ата, Умай-эне является покровительницей матери ребенка, Сулайман — воды, Камбаркан — музыки и так далее.
Наши предки считали живым все, что нас окружает, и очень бережно относились к природе. Вот, например, моя бабушка по материнской линии всегда ругала меня, когда я бездумно расходовала воду. Она говорила: «Вода тоже живая, нельзя ею злоупотреблять. Она может отвернуться от человека, и тогда он не сможет найти воду, когда это будет необходимо».
Наши дедушки и бабушки старались быть нерасточительными, и ко всему, что дано природой, относились очень бережно.
Сейчас некоторые отрицательно воспринимают кыргызчылык, но в нем скрыта очень мощная философия наших предков.
— У нас до сих пор живы различные традиции, в том числе приметы и запреты на некоторые действия.
— Вы правы, тысячелетиями наш народ соблюдал определенные правила жизни. У каждого запрета или приметы особый смысл. Ученые только начали осознавать их значение и более глубоко изучать традиции.
Например, все знают, что в темное время суток нельзя стричь ногти и волосы. При этом состриженные волосы и ногти выбрасывают только туда, где не ступает нога человека. Оказывается, они являются носителями ментальной информации, если их выбрасывать куда попало, могут перенять отрицательную энергетику и тогда у их обладателя могут быть неприятности.
У кыргызов не принято идти на похороны с непокрытой головой — мужчины обязательно должны надеть калпак или другой головной убор, а женщины — платок. Обычная на первый взгляд традиция, но и в ней есть сакральный смысл. В доме, где проходят похороны, очень много негатива, и волосы с легкостью впитывают эту информацию. Поэтому запрет на непокрытую голову введен не просто так, а для того, чтобы защитить человека от влияния отрицательной энергии.
— Но откуда наши предки знали о таких вещах?
— Это и для меня большая тайна. Древних многие считают безграмотными в современном понимании, но их сакральными знаниями сегодня интересуются серьезные ученые. Например, торсионная физика только сейчас подошла к пониманию ауры человека и энергетических полей.
Наука уже говорит, что вода является хранителем информации и имеет память, а кыргызы издавна об этом знают и используют эти знания во многих своих традициях.
Например, почти все видели, как бабушки встречают человека, выписавшегося из больницы или приехавшего издалека. По традиции вокруг его головы несколько раз вращают посуду с водой, которую затем выливают, а пиалу обязательно переворачивают вверх дном и кладут у входа в дом. Считается, что вода впитает весь негатив и таким образом защитит человека и дом от отрицательного влияния.
— Многие видели деревья с множеством разноцветных лоскутков. Что это?
— Это мазары, обычно там расположены захоронения батыров, известных людей — одним словом, тех, кто сделал для людей много хорошего. Мазары входят в разряд сакральных священных мест, где очень сильная энергетика. Таких мест много в Джалал-Абадской и Ошской областях.
Люди приезжают туда просить благословения перед важными событиями, нередко мазары и другие сакральные места посещают бездетные женщины или больные в надежде на исцеление. А вообще, практически любой человек, оказавшись в таких местах, ощущает их мощную энергетику.
— Вы говорили о покровителях, а у священных мест есть «хозяева»?
— Так или иначе такие места связаны с сакральным или, как его еще называют, потусторонним миром. Считается, что, если человек совершил неблаговидные поступки в священном месте, эти силы его настигнут и накажут. Согласно поверью, даже у каждого дома есть свой покровитель и он даст знак, если там много негатива.
Наши предки бережно относились к природе и в повседневной жизни принимали во внимание сакральные силы. К слову, во всех религиях есть запрет на сакральные знания, подобные кыргызчылыку. Думаю, что кыргызчылык не стоит понимать как нечто негативное, чуждое современным понятиям, в том числе религиозным. Ведь то, что знали наши предки, ученые только-только начинают изучать, они лишь приоткрыли завесу над тайнами природы.