(7 февраля 2018) Несмотря на заметное сходство некоторых обычаев и традиций, языков и национальной одежды, этногенез этих двух народов происходил по-разному. И дело не только в том, что одни из них живут в обширных степях, а другие – в горах.
Значительные различия можно наблюдать в культуре, устном народном творчестве, а также в традиционном укладе жизни казахов и кыргызов.
Кыргызы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами. И все же, это два разных народа.
Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и кыргызами?
«Казахский язык ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками. То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а кыргызам – алтайцы» – Орынганым Танатарова
Казахстан находится в самом центре нашего континента. Это обширные степи, окаймленные на юге горами. Более 2 миллионов 724 тысяч км² территории ставят государство на девятое место в мире по занимаемой площади. При этом население страны составляет 18 миллионов человек. В силу географического расположения и богатства природных ресурсов Казахстан – страна с амбициями, которая стремится к усилению своего влияния на Евразийском пространстве.
Кыргызстан – небольшое государство, расположенное в горах. Его территория не достигает и 200 тысяч км², а численность населения в 2015 году едва превысила 6 миллионов человек. Эти люди живут на Тянь-Шане, в горах Северного Памира, а также на берегах знаменитого озера Иссык-Куль.
Древний народ
Согласно историческим данным, кыргызы – народ очень древний. Эти тюркоязычные кочевники-скотоводы испокон веков обитали в верховьях Енисея и на территории Южной Сибири, затем они перебрались в восточный Тянь-Шань. Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сыма Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве кыргызов.
«Изначально кыргызский язык относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к кыргызско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки» – Орынганым Танатарова
История этого народа знает много побед и поражений, владения кочевников-скотоводов то разрастались до огромных размеров, то уменьшались под давлением не менее воинственных соседей. Так, в IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву.
Но во времена походов Чингисхана кыргызы, как и многие другие народы, были поглощены завоевателями. После распада Золотой и Белой Орды, основанных монголами, большинство кыргызов мигрировали на Тянь-Шань и север Памира, где живут и сейчас.
Молодой народ
Казахи – народ очень молодой, а по сравнению с кыргызами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века. Керей и Жанибек – два султана из династии Чингизидов – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус (это государство возникло после распада Золотой Орды). Недовольные султаны увели свои племена в степи, расположенные на юго-востоке современного Казахстана.
«По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а кыргызы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе» – Орынганым Танатарова
Поскольку тюркское слово «казак» использовалось многими людьми для обозначения свободного, вольного человека, отказавшегося жить, подчиняясь властям, то племена Жанибека и Кирея стали называть себя именно так. Ведь они самовольно покинули Узбекский улус ради свободной жизни.
Официальные структуры Российской империи, в XVIII веке продвинувшей свои границы далеко на восток и активно заселявшей Урал и Южную Сибирь, столкнулись с проблемой. Нужно было как-то различать казаков, живущих на Дону и Кубани, от тюркоязычных кочевников-скотоводов, называвших себя тем же словом. Поэтому появился этноним «киргиз-кайсак».
О народе кыргызов русские хорошо знали, а «кайсак» – это исковерканное слово «казак». Впоследствии дополнение «кайсак» исчезло из составного этнонима, и казахов в Российской империи стали именовать просто киргизами, не утруждаясь излишними разбирательствами. Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось.
«Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сыма Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве кыргызов. В IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву» – Орынганым Танатарова
Эпос «Манас»
Устное народное творчество кыргызов уникально. Длительная история народа отразилась в устном творчестве. Кыргызы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса, который объединил свой народ, согласно легенде. Эпос передавали из уст в уста. Одна из версий этого произведения, занявшая целых 18 томов, была опубликована в период 1984-1995 гг. в городе Урумчи.
У казахов устное народное творчество составляют лирические поэмы, сказания и легенды о разных героях, сказки, в том числе космогонические, а также рассказы юмористического характера о веселом шутнике по имени Алдар-Косе. Наиболее известны в народе поэмы о любви: «Кыз-Жибек», «Козы Корпеш — Баян сулу».
У кыргызов был матриархат
Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.
«Кыргызы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса. Одна из версий этого произведения, занявшая целых 18 томов, была опубликована в период 1984-1995 гг. в городе Урумчи» – Орынганым Танатарова
Будучи древним народом, кыргызы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который кыргызы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.
Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у кыргызов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.
«Будучи древним народом, кыргызы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у кыргызов. Не случайно ода «Фелица» Гавриила Державина, посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды!» – Орынганым Танатарова
В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.
У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.
Головные уборы
Национальная одежда двух народов во многом похожа, но есть и некоторые отличия. Например, кыргызский мужчина носит ак калпак – головной убор конусообразной формы с полями, который шьется из четырех клиньев белого войлока, расширяющихся книзу. Ак калпак традиционно украшается этнической вышивкой.
«Казахи – народ молодой, а по сравнению с кыргызами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века» – Орынганым Танатарова
А национальный головной убор казаха – айыр калпак – представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Она изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, расшитым золотыми нитями у богатых людей.
Кыргызские женщины носили элечек – сложный и объемный головной убор, состоящий из нижнего платка, шапочки, тюрбана и верхнего платка. На изготовление тюрбана состоятельных женщин уходило до 30 метров белой ткани, такой элечек украшали подвесками из драгоценных металлов.
Казахский традиционный женский головной убор называется кимешек. Он проще и состоит всего из двух частей: белого платка и тюрбана, который наматывается сверху. И ткани на изготовление кимешека тратилось гораздо меньше.
«Два султана – Керей и Жанибек – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус, возникший на месте Золотой Орды. Они увели свои племена в юго-восточные степи. Тюркское слово «казак» использовалось для обозначения свободного, вольного человека, и они стали называть себя именно так» –Орынганым Танатарова
Как отмечают этнографы, различия в головных уборах двух народов обусловлены тем, что кыргызы жили в горах. Ак калпак прекрасно спасал мужчин от летнего зноя и злых зимних ветров, а ткань элечека использовалась для перевязки раненных, ведь во время кочевок по горным ущельям травмы случались довольно часто.
Язык и произношение
Отличить представителей двух народов проще всего по произношению. Хотя кыргызский и казахский языки похожи друг на друга больше, чем русский и белорусский, ученые все же относят их к разным подгруппам. Изначально кыргызский язык, на котором говорили жители верховий Енисея и Южной Сибири в III веке до н.э., относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к кыргызско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки.
«Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось» – Орынганым Танатарова
Казахский язык ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками. То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а кыргызам – алтайцы. По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а кыргызы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе.
Лингвисты утверждают, что кыргызы говорят намного тверже и жестче, чем казахи. Если в слове есть слоги «чэ» или «чы», то кыргыз так и скажет, тогда как в устах казаха это будут «че» и «чи» (заметно мягче). А сдвоенные гласные кыргызы произносят на одном выдохе, как в случае названия горного хребта «Ала-Тоо» или ущелья «Барскоон». В отличие от них казах сделает чуть более длинную паузу между двумя звуками «о», чтобы отделить их друг от друга.
«Сейчас Казахстан – страна с амбициями, которая стремится к усилению своего влияния на Евразийском пространстве. Кыргызстан – небольшое государство, расположенное в горах» – Орынганым Танатарова
Казахи едят верблюжатину
Национальные кухни двух народов похожи и состоят в основном из мясных и молочных блюд. Однако в рационе есть и свои различия. Если баранину, конину и говядину едят жители обеих стран, то блюда из верблюжатины чаще бывают на столе у казахов, а кыргызы предпочитают мясо яков, так как верблюдов в условиях предгорий не разводят.
«Корабли пустыни» предпочитают равнинный сухой климат, для них подходят природные условия Казахстана. А яки традиционно обитают на Памире и Тянь-Шане, их в своих хозяйствах держат кыргызы.