(31 июля 2017) В селе Чон-Сары-Ой Иссык-Кульской области 21 июля открылась экспозиция «Алтайское кочевье». Экспозиция представлена на территории Центра кочевой цивилизации имени Курманжан Датки.
Мероприятие прошло в рамках международного форума «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи».
АКИpress представляет фоторепортаж с главного музея кочевых народов.
По следам первых кочевников
Первый зал, который встречает посетителя и позволяет ему окунуться в мир кочевника, — зал андроновской культуры. На территории Кыргызстана был найден клад с 27 уникальными предметами их быта. Это самый большой клад за историю человечества, когда в одном месте сконцентрирована столько разных предметов.
Розовые топорики, рыболовные снасти, серпы — все что было создано во времена андроновской культуры в 3 тысячелетии до нашей эры.
Здесь же предметы быта самой известной древней культуры саков. Удивительные предметы быта, найденные на северном берегу озера Иссык-Куль, которые еще раз доказывают, что на территории Кыргызстана сакская культура существовала и развивалась.
Здесь представлены и петроглифы, которые были обнаружены на севере Иссык-Кульской области. Галерея под открытым небом находится не только в Саймалуу-Таше, но и в селе Тамга. По исследованиям ученых, работы древних художников принадлежат разным временным эпохам. Наскальные рисунки дают возможность ярко представить жизнь кочевых народов, проживающих на территории Центральной Азии.
В рамках форума «Алтайское кочевье» президент Алмазбек Атамбаев подарил Центру кочевой цивилизации реплику знаменитой золотой маски, найденной в селе Шамшы недалеко от города Токмок.
По словам сотрудников музея, маска принадлежала женщине, выполнявшей обряды, возможно, она была священнослужительницей или обладала высоким статусом в обществе. Оригинал маски хранится в Историческом музее страны и считается одним из главных брендов его коллекции. Реплика маски не уменьшает ее значимость, поскольку она сделана из такого же материала опытными специалистами.
Следующий зал рассказывает о предметах тюркского периода. В это время высокую популярность набирали луки, которые украшались накладками. Эта технология была актуальна с 6 по 12 века для кочевников.
Нарынский музей предоставил центру чыраки, гончарные сосуды. Многие предметы быта, домашня утварь говорят о том, что общество развивалось. Это объясняется и тем, что в это время с 10 по 13 века в Центральной Азии развивается караханидская культура, вместе с которой в регионе утвердилась арабская письменность.
Ранее существовало такое мнение, что у кочевников не было письменности. Но в центре кочевой цивилизации вам докажут, что это вовсе не так. До арабской письменности здесь, в Центральной Азии, существовала орхоно-енисейская письменность и она уже давно расшифрована учеными…
Конь — крылья человека
На петроглифах очень часто можно встретить изображения коня. Конь имел очень большое значение в жизни кочевников в связи с чем принадлежности коня украшались по-особенному, при этом не теряя смысла. В коллекции Центра кочевой цивилизации хранятся седла, сделанные искусными мастерами и подразделяющиеся на мужские, женские и детские. Здесь же стоит макет коня, украшенного по последней моде кочевой фэшн-индустрии и готового скакать на очередной той. Интересным предметом украшений стала попона, закрывающая гриву лошади. Она называется кулакчы. Кочевники одевали ее для защиты, так как было поверье, что через уши лошади могут проникнуть нечистые силы.
В этом же зале висит одна из старинных карт, рассказывающая о расселении кыргызов, ритуальные предметы, лопаты, альчики и тумар — главный оберег каждого кыргыза.
Отдельное внимание уделяется играм и развлечениям: тогуз-коргоол, детские куклы чий-куурчаки.
Духовная деятельность
В центре кочевой цивилизации появилась уникальная коллекция рукописей, переданная Академией наук. Здесь записи и рукописи самых известных манасчы, представленные в арабской графике, кириллице и латинице.
Отдельная часть посвящена музыкальным инструментам. Несмотря на то, что они были кочевниками, у них имелись разного рода музыкальные инструменты — самые архаичные и древние. Здесь и комуз, и керне, и сурнай, и жетиген. О жетигене упоминается в эпосе «Манас». Люди, которые слушали манасчы в сопровождении жетигена, говорят, что это совершенно другое воздействие и восприятие. Этот музыкальный инструмент сохранился у хакасов и алтайцев. К сожалению, у кыргызов его нет.
Кочевое одеяние
Отношение к головным уборам у кыргызов всегда было трепетное. Ношение головных уборов зависело от статуса, возраста и семейного положения. Для коллекции в Центре кочевой цивилизации отбирали уникальные головные уборы.
Например, калпак и шокуло, формы которых были забыты. Мы всегда представляем, что шокуло должно быть высоким, но здесь вы можете увидеть шокуло подобное кек-такыя.
Здесь же вышитый узорами жоолук из Исторического музея. Одним из самых главных фишек центра является полный комплект мужского одеяния. Человек, одевавший такую одежду, обладал высоким статусом. Костюм принадлежит концу 19 века.
Курманжан Датка в фотографиях Маннергейма
Следующий зал завораживает своей красочностью. Стены зала украшены туш кийизами начала 20-30 годов 20 века.
В следующем зале элечек «алайской царицы» Курманжан Датки и ее восстановленный по фотографии Маннергейма наряд.
На стенах развешены фотографии с экспедиции Маннергейма в Кыргызстан, которые были сделаны 100 лет назад…