(24 июня 2020) Тамила Маматова с тоской глядела на формы, отлитые со своей работы — трехметровой скульптуры Айтматова. Она уже хотела выбросить их, но в какой-то момент передумала…
Вот уже несколько дней Facebook молодого скульптора Тамилы Маматовой разрывается от уведомлений: фотографии ее работы, опубликованные прошлой осенью, разлетелись по Сети, собрав сотни восторженных комментариев и тысячи лайков. Кыргызстанцы в один голос отмечают талант художницы, создавшей, по мнению многих, один из самых реалистичных образов народного писателя Чингиза Айтматова.
На фоне трехметровой скульптуры ее создательница выглядит маленькой и хрупкой, но на самом деле Тамиле Маматовой удается справляться с тяжелым физическим трудом: она самостоятельно изготавливает каркасы, управляется с камнем и деревом.
Кыргызстанка не раз представляла родину за границей, зарубежные эксперты отмечали высокий уровень ее работ. Правда, на родине у девушки пока нет серьезных заказов. Об этом и многом другом она рассказала в интервью Sputnik Кыргызстан.
— Мне всегда казалось, что скульпторами не становятся, а рождаются, то есть люди этой профессии с детства знают, чему хотят посвятить жизнь. Как было в вашем случае?
— Еще совсем маленькой я любила играть с глиной и пластилином, а потом увлеклась рисованием — в школьные годы занималась живописью. Правда, меня всегда привлекал объем, хотелось «оживить» работы, поэтому решила стать скульптором. Родные говорят, что тяга к скульптуре у меня от дедушки со стороны отца: в свое время он был кузнецом.
Я выросла в семье медиков, поэтому мама всегда видела меня врачом — ей хотелось, чтобы я продолжила это дело. Мне же не хотелось все время проводить в больнице: я мечтала увидеть мир во всем его многообразии, побывать в разных городах. Сейчас моя профессия помогает исполнить это желание, а мама гордится мной. Наверное, она уже и позабыла, что когда-то была против.
— Что вас сподвигнуло на учебу в Санкт-Петербурге?
— Я окончила кыргызскую школу в родном селе и ради исполнения мечты приехала в Бишкек и поступила в Национальную академию художеств имени Т. Садыкова. Здесь я научилась технической стороне профессии.
Однако все это время меня терзало некоторое недовольство своими работами, мне постоянно чего-то в них не хватало. Тогда и пришла мысль продолжить учебу в Петербурге, преподаватели поддержали эту идею. Мне хотелось не только вывести свое мастерство на новый уровень, но и подтянуть русский язык. Поступить было не так сложно, как могло бы показаться: все-таки рука была набита. Так я стала студенткой Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств.
— Вы говорили, что скульптура Айтматова, полюбившаяся кыргызстанцам, была вашей дипломной работой. Как вы решились воплотить эту амбициозную идею?
— Я долго выбирала между Манасом и Чингизом Торекуловичем, мечтала слепить Айтматова с натуры, но, к сожалению, его давно нет с нами. Свое давнее желание решила воплотить в жизнь через эту скульптуру. Преподаватели тоже одобрили мой выбор: в Санкт-Петербурге очень любят и уважают нашего писателя. Правда, они подсказали, что лучше изобразить Айтматова молодым. Я принялась за эскизы, в итоге работа над трехметровой скульптурой длилась год.
— Скульптурой заинтересовался сам Болот Шамшиев…
— Болот Толенович хотел установить памятник Айматову на юбилей: искал скульпторов, но ни одна из работ ему не приглянулась. На меня вышел наш известный художник, который знал, что сейчас я как раз работаю над скульптурой писателя: так мы с Болотом Толеновичем познакомились. Ему понравилась моя работа — он хотел, чтобы скульптуру установили в Бишкеке. К сожалению, он не успел осуществить задуманное.
Я до сих пор мечтаю, чтобы эту работу отлили из бронзы! Да, сейчас много новых материалов и технологий, но они не вечные, а бронза — это самая настоящая классика. Ради этой цели за свой счет я отлила форму и привезла ее сюда — все это стоило больших денег и усилий.
Два года форма лежала без дела, потому что памятник из бронзы — дорогое удовольствие. Она занимала так много места, что в какой-то момент мне хотелось выбросить ее, ведь спонсоров все равно не было.
Вдруг захожу в интернет и вижу такой ажиотаж… Сразу передумала все выбрасывать!
— Если бы у меня в мастерской стояла такая скульптура, я бы выкладывала ее в соцсети каждый день с разных ракурсов. Почему вы не сразу решились опубликовать свое творение?
— Я была достаточно замкнутой, не хотелось хвастаться своей работой, поэтому снимки показывала только знакомым. Многие советовали обнародовать их и выложить в Facebook. Осенью прошлого года я подумала: «Почему бы и нет?». За последние несколько дней вокруг скульптуры Айтматова поднялся небывалый ажиотаж. Наверное, Бог хочет мне помочь.
Родные меня поздравляют, а мама недавно рассказала, что плакала, пока читала комментарии. Думаю, она гордится мной.
— Если перечислять, сколько раз вы представляли Кыргызстан в разных странах, можно сбиться со счета и запутаться в мероприятиях. Расскажите о своих поездках за рубеж.
— Когда я училась в нашей Национальной академии художеств, Временное правительство возглавляла Роза Отунбаева. Она очень любит искусство и уважает труд Тургунбая Садыкова, поэтому благодаря ее поддержке самых трудолюбивых студентов отправляли в разные страны. Так я попала на стажировку в Германию.
Уже во время учебы в Санкт-Петербурге меня отправили в Италию, где меня покорила местная архитектура. По возвращении в Кыргызстан меня пригласили участвовать в фестивале песчаных скульптур. Я сделала огромного Манаса и решила поделиться работой в Сети. Возможно, в ней были особая сила и дух нашего батыра, потому что после той публикации организаторы сами выходили на меня и говорили: «Увидели Манаса и решили вас пригласить».
Так я побывала в Турции, а потом снова в Италии, где участвовала в симпозиуме. Было очень приятно, что итальянцы заметили мои работы и решили сами меня пригласить. На мероприятии скульпторам предоставляют все удобства для ваяния. Я сделала скульптуру в национальном стиле — двухметровую кыргызскую девушку. Говорят, у организаторов симпозиума выкупили эту работу и теперь она стоит в одном из парков Венеции. За рубежом людей цепляет и удивляет моя реалистичная школа, ведь за границей сейчас такого мало.
Осенью 2018 года меня пригласили в Казахстан на симпозиум, где я тоже решила сделать работу в национальном стиле. Весной 2019-го побывала в Москве. Та поездка тоже мне запомнилась — в российской столице я вылепила двухметровую скульптуру Каныкей.
Хочу попасть в Париж. Надеюсь, что эта мечта скоро сбудется.
— У любого творческого человека есть любимая работа. Каким творением вы гордитесь больше всего?
— Не могу выбрать самую-самую, потому что все работы любимые. Понимаете, без любви они не появляются, в каждую надо вкладывать душу и сердце.
— Чью скульптуру вы бы хотели создать?
— Если лепить с натуры, то хотела бы запечатлеть нашего легендарного хирурга Мамбета Мамакеева, именитых скульпторов Тургунбая Садыкова и Виктора Шестопала. А еще я бы хотела создать скульптуры мамы и сестры, которые мне всегда помогают и поддерживают.
— Вы побывали на многих международных мероприятиях в странах, где к скульптуре особое отношение. Полагаю, что в Кыргызстане иная ситуация…
— Я уже второй год нахожусь на родине, серьезных заказов у меня нет. Позовут на симпозиум за границу — съезжу и снова назад. На полученные деньги покупаю материалы и инструменты. Для работы по камню они очень дорогие, да и не найдешь их здесь, приходится заказывать за рубежом — в России, Беларуси, Украине. Жить мне помогает сестра, брат тоже не остается в стороне. Несмотря на трудности, я не могу оставить любимое дело, поэтому продолжаю работать над скульптурами и осуществлять свои задумки.
— Наверняка случались моменты, когда хотелось все бросить…
— Бывало, что из-за большой физической нагрузки хотелось оставить это дело, но я ведь так мечтала стать скульптором! Работа действительно трудоемкая: болят мышцы, глаза страдают от сварки, но когда работа обретает черты и появляется красота, о боли и трудностях сразу забываешь.
— Вы сами все делаете?
— Ну да. Кого-то звать или нанимать — это ведь тоже деньги. Даже мужчины удивляются, как и почему я работаю с камнем, это достаточно редкий выбор для Кыргызстана.
— Есть ли у вас задумки и идеи, которые очень хотелось бы осуществить? Расскажите о своих мечтах и планах.
— Я бы хотела заняться большими скульптурами на кыргызскую тему: сваять наших легендарных личностей или батыров. Еще у меня есть мечта организовать в Кыргызстане крупный симпозиум и пригласить художников из-за рубежа, создать здесь скульптурный парк. На все это, конечно, нужны деньги…
— Уверена, что ваши работы востребованы за границей. Возникала ли у вас мысль оставить родину?
— Мне предлагают работу за рубежом, но я люблю Кыргызстан. За границу меня не тянет, хочется быть здесь. Могу пожить в другой стране месяц-полтора, а потом тоска и ностальгия по родине берут верх. Не знаю, почему, наверное, душа такая.