(23 ноября 2020) Редакция портала продолжает рубрику «Киновыходной» и предлагает познакомиться с феноменом «киргизского чуда» — такой эпитет придумало мировое киносообщество, когда киргизские фильмы стали получать самые престижные награды на международных фестивалях.
Этот феномен также иногда называют «новой волной». 17 ноября киргизские кинематографисты отмечали День киргизского кино. В программе праздничных мероприятий по традиции прошли: фотовыставки с архивными снимками разных лет, флеш-мобы, концертные программы, поздравления официальных лиц и, конечно же, кинопремьеры.
О дате и становлении киргизского кинематографа
День киргизского кино (Кыргыз киносунун күнү) в Кыргызстане, отмечается начиная с 1994 года. Он установлен постановлением Правительства Кыргызской Республики, учитывая важность киноискусства в культурной жизни народов Кыргызстана.
Одной из важнейших задач культурного строительства в 30-е годы прошлого века стало создание условий для рождения киргизского кинематографа. Поэтому и дата для праздника была выбрана в связи с тем, что 17 ноября 1941 года было принято постановление Совета Народных Комиссаров Киргизской ССР об организации студии кинохроники в городе Фрунзе (в 1961 году киностудия была переименована в «Кыргызфильм», а в 2002 году ей присвоено имя выдающегося киргизского режиссера Толомуша Океева). Коллектив первой студии кинохроники был небольшой – всего 9 человек, включая всех – и операторов, и режиссёров, и звукооператоров, и работников лаборатории.
Хотя эта дата и считается Днём рождения национального кинематографа Республики, но свою историю киргизское кино ведёт ещё с начала 1920-х годов, когда на территории Кыргызстана снимались культурные и документальные сюжеты. Первый полнометражный игровой фильм – картина «Крытый фургон» – был снят здесь в 1927 году режиссёром О.Фрелих. После создания в 1928 году акционерного общества «Востоккино», в который вошёл и Кыргызстан наряду с другими советскими республиками, сюда на съёмки всё чаще стали приезжать кинематографисты различных кинофабрик страны.
Однако уже тогда съемочные группы стали привлекать технических работников, актеров местных театров, наконец, режиссеров. Так начал формироваться костяк специалистов, на базе которых удалось после войны создать реальные национальные киностудии.
Некоторые режиссеры предпочли после войны остаться в Средней Азии. Здесь они стали делиться опытом с местными кинематографистами, которые с удовольствием впитывали новые знания. Однако настоящий всплеск национального кинематографа пришел вместе с хрущевской «оттепелью». Как раз в это время «созрели» и национальные кадры — Толомуш Океев, Болот Шамшиев, Геннадий Базаров, Хусейн Ибрагимов, снимавшие исторические драмы, мелодрамы, истерны. Сценарии на таком материале стали базой для нового кино. Тогда же молодые режиссеры и сценаристы двинулись из Москвы и Ленинграда в республики Средней Азии, поскольку там уже была и техническая база, и местные профессионалы.
Говоря о режиссерской манере, стоит отметить влияние документальной эстетики на формирование киргизского киноязыка. Киргизские режиссеры часто обращались к своим корням, к истокам национальной культуры. С началом перестройки, в конце 80-х киргизская киностудия стала распадаться. За семь лет на экраны вышла лишь одна картина, а больших мастеров больше не появлялось. Уже в 10-е годы XXI века стали сниматься коммерчески успешные картины.
Сейчас киргизское кино с успехами ведущих кинематографистов среднего поколения, дебютами молодых режиссеров становится широко известным и работы все чаще получают призы на международных фестивалях. На «Кыргызфильме», который является самой крупной и технически оснащенной киностудией в стране, создаются и художественные, и документальные, и анимационные фильмы. В Бишкеке работает Музей киргизского кино, а в целях признания заслуг и достижений деятелей национального кинематографа, а также стимулирования роста художественного уровня кинематографа страны, в Кыргызстане учреждена национальная кинопремия «Ак Илбирс».
Киргизское кино поражает не столько национальным колоритом, сколько удивительным сочетанием поэтики образов и прозы, протекающей в кадре жизни. Начнем знакомство с ним через фильм «Белый пароход».
Этот фильм рекомендовал руководитель Региональной общественной организации «Национально-культурной автономии киргизов Республики Татарстан» «ЫНТЫМАК» Бейшенбек Муканбетов.
«Белый пароход» — это мой любимый фильм. В первый раз я посмотрел его еще в детстве. Но смотреть его важно и нужно в любом возрасте. Здесь поднимаются вечные вопросы добра и зла, справедливости и одиночества среди людей. Фильм интересен тем, что в нем одновременно сосуществуют и современная жизнь и прошлое. Произведение Айтматова в мастерской экранизации режиссера заставляет задумываться о глубоких проблемах всего человечества. Айтматов очень необычен и интересен для любого думающего человека.
Название: «Белый пароход» («Ак кеме»)
Год производства: 1975
Режиссер: Болотбек Шамшиев
Сценаристы: Чингиз Айтматов, Болотбек Шамшиев
Оператор: Манасбек Мусаев
Композитор: Альфред Шнитке
Художник: Владимир Донсков
Актеры: Нургазы Сыдыгалиев, Сабира Кумушалиева, Орозбек Кутманалиев, Асанкул Куттубаев, Айтурган Темирова, Назира Мамбетова, Чоробек Думанаев
Производство: КиргизфильмПремьера: 22 ноября 1976 (Москва)
Жанр: драма
Время: 101 мин. / 01:41
Возрастное ограничение: 12+
Награды, номинации, фестивали
Государственная премия СССР (1977 г., удостоены сценарист и режиссер Б.Шамшиев, сценарист Ч.Айтматов, оператор М.Мусаев); Большой приз творческому коллективу ВКФ (Фрунзе); Гран-при «Золотой эдельвейс» МКФ «Человек и горы» в Тренто (Италия); Приз «Серебряная лачена» МКФ в Авеллино (Италия); Приз ЦК Союза чехословацко-советской дружбы МКФ в Карловых Варах.
Аннотация
Оторванные от мира — семилетний мальчик и шестеро взрослых — живут в заповедном лесу. Мальчик одинок. Родителей заменяет знаток народных преданий старый Момун. Дед Мамун заменяет мечтательному мальчику отца-капитана, богач Ораскул плохо относится к жене, старуха ворчит, молодые стараются жить, несмотря на «временные трудности».
У каждого героя своя драма…
Властный зять когда-то был директором леспромхоза, считался очень уважаемым человеком в округе, но неожиданно лес объявили заповедником и Араскул лишился и источников дохода и статуса. А ко всему прочему жена не могла родить ребенка. Проблемы он стал заливать вином, а злость вымещать и на жене, и на ее отце — старом Момуне, не уважая ни его седины, ни то, что старик воевал на фронте. Отчасти Момун виноват в сложившейся ситуации сам. Он слабовольный, нерешительный, все хозяйство держится на Араскуле и от зятя он зависим полностью. А потому сносит от зятя и оскорбления, и удары. Единственная отрада старика — это внук, которого он готовит к школе. Ему он рассказывает старинные легенды и предания, и внук потихоньку погружается в их вымышленный мир, стараясь отгородиться от ощущения сиротства, от ежедневных унижений и избиений Араскулом жены и тестя. Но уйти от реальности очень сложно…
Мир сказаний и прекрасных легенд, воспринимаемых впечатлительным ребенком, склонным к сказочному восприятию действительности, приходит в противоречие с жестокой реальностью мира взрослых людей, занятых собственными проблемами. Каждый день мальчик, мечтающий стать рыбкой, забирается на гору, ждет и смотрит в бинокль на белый пароход, там его папа. По вечерам Мамун рассказывает ребенку сказки о матери-оленихе, лесной покровительнице. Через призму народных сказаний он смотрит на окружающий его мир, полный социального неравенства. Под музыку Альфреда Шнитке лирическая повесть Айтматова превращается в психоделический калейдоскоп.
О фильме
Фильм-притча — экранизация одноименной повести Чингиза Айтматова. Она рассказывает о киргизском мальчике, живущем в заповедном лесу и воспитанном на народных преданиях, который, столкнувшись со злом, превращается в рыбку сказочного озера. Вскоре мальчику идти в школу, но внезапно этот важнейший в его жизни этап затмевается ужасным открытием, что жестокость реальности буквально душит трогательные мифы и легенды.
Фильм снят важным киргизским режиссером 70-х, поставлен по повести самого известного киргизского автора — Чингиза Айтматова, вместе с которым режиссер собственнолично работал над сценарием, а прекрасная, сложная и эмоциональная музыка принадлежит Альфреду Шнитке.
Содержание
Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город. Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку…
… В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу. Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.
В горах настала осень. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.
И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушёл.
Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…
Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись всё-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах. На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.
Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.
Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит. И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…
Фильм «Белый пароход» рассказывает о столкновении верований и жестокой современной реальности, критике старого уклада жизни со скидкой на современную мораль, недостижимости далеких иллюзий и боли осознания этого. Здесь нет ни хэппи-энда, ни трагического финала. Фильм словно вырвал кусок в несколько месяцев из жизни этого семейства. Что будет дальше – остается только догадываться зрителю.
И для этого фильм обязательно стоит посмотреть.
Информационный Центр ДДнТ