(14 апреля 2021) Основными вариантами самого большого в мире эпоса «Манас» считаются варианты сказания по Саякбаю Каралаеву и Сагымбаю Орозбакову. Сегодня мы вспоминаем интересные факты из жизни одного из них.
Его называют Гомером ХХ века, о нем снимали фильмы, с него ваяли скульптуры и рисовали картины. Поразительный феномен невысокого старика, который мог «превращаться» в могучего богатыря и сутками напролет сказывать эпос, до сих пор поражает воображение. В материале Sputnik Кыргызстан — 15 фактов из жизни гения.
Дар свыше
Саякбай Каралаев родился в 1894 году в селе Ак-Олон Тонского района Иссык-Кульской области. Сказывать эпос «Манас» он начал после того, как увидел во сне аян (внушение свыше, видение, озарение): Саякбай общался с духами предков и героями эпоса. Как манасчи Каралаев стал известен широкой общественности только в 1925-м, когда ему был 31 год. Именно тогда он начал рассказывать полный вариант эпоса. В 1935–1954 годах он работал артистом филармонии.
Эпос «Манас» в пересказе Саякбая был записан в текстовом виде и составил 83 830 строк. Кроме того, были записаны части «Семетей», «Сейтек», а также их продолжение — история Кенена (сына Сейтека) и его сыновей-близнецов Алымсарыка и Кулансарыка. Всего со слов Каралаева записаны 500 553 строки — этот вариант самого большого эпоса в мире считается наиболее объемным.
Сказывал эпос в течение 23 дней
Депутат и поэт Каныбек Иманалиев так вспоминал о манасчи: «В спорте самая большая беговая дистанция — 42 километра. Олимпийские чемпионы пробегают это расстояние за 2 часа 42 минуты, а потом падают без сил. Мировые звезды вокала, такие как Лучано Паваротти и Уитни Хьюстон, пели в течение 6-8 часов, а Саякбай сказывал «Манас» 72 часа непрерывно, при этом он активно жестикулировал. Откуда столько сил и энергии? Очевидно, такой дар дается свыше и только избранным.
Саякбай говорил, что один раз в жизни получил невиданное удовлетворение, сказывая эпос в полном варианте 23 дня. Это произошло в местности Солтон-Сары. По утрам он смазывал горло топленным маслом, а когда уставал, делал небольшой перерыв — и так на протяжении 23 дней. Данные о полумиллионе строк я считаю неверными, так как в самом длинном сказывании порядка 1,5 миллиона строк. Сказывание эпоса — не искусство, не религия, не болезнь и не наука, а особенный мир, и этот феномен надо прочувствовать сердцем».
По данным экспертов, взрослый человек может запомнить от 20 до 100 тысяч слов, а Каралаев помнил до 1,5 миллиона строк эпоса.
Три года съемок
С конца 1958 года до поздней осени 1961-го было записано 45 тысяч метров кинопленки. Так сняли сказывание трилогии эпоса — «Манас», «Семетей» и «Сейтек».
Чубак и Сыргак
У Саякбая было шестеро детей — четыре дочери и два сына. Сыновей манасчи назвал именами баатыров из эпоса — Чубак и Сыргак.
Айтматов о Саякбае
Великий писатель Чингиз Айтматов так говорил о сказителе: «Если меня спросят, кого я считаю величайшим сыном кыргызского народа, я в первую очередь назову Саякбая Каралаева».
Манасчи-беркутчи
Кроме сказывания эпоса, у Каралаева было еще одно дело всей жизни — он дрессировал беркутов. Манасчи имел трех птиц, которых назвал Койронкара, Боз Жигит и Кулдубадам. Беркуты прожили у него больше 10 лет.
Когда Саякбай уезжал в город, за птицами присматривали его родственники. Как только Каралаев заканчивал дела, он торопился к беркутам. Иногда говорил, что видит их во сне: «Скучают, наверное, без меня мои родные».
Был у Саякбая еще один беркут — Карачолок, манасчи снялся с ним в автобиографическом фильме. Во время похорон Каралаева птица долго летала в небе над его домом и издавала жалобные крики. Позже беркут исчез.
Не нуждающийся в переводе
В 1983 году состоялась церемония награждения Чингиза Айтматова Ленинской премией (высшая форма поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры в СССР). На последовавшем затем концерте выступал и Саякбай Каралаев, и во время его сказывания сидящий в зале музыковед по фамилии Орлов произнес: «Какая удивительная инструментовка!». Тогда ученый Азиз Салиев, который был рядом с музыковедом, начал шепотом переводить ему на русский. Орлов прервал его: «Извините, но я лучше послушаю этот потрясающий оригинал».
Выступление в Москве
30 октября 1945 года в газете «Кызыл Кыргызстан» вышла статья, где говорилось что во время декады советской Киргизии в Москве выступление Каралаева, сказывавшего эпос «Манас», поразило Иосифа Сталина.
Плачущий Ауэзов
Однажды во время записи эпоса пришел выдающийся казахский писатель и драматург Мухтар Ауэзов. Каралаев в это время проникновенно сказывал отрывок о Каныкей. Ауэзов не смог остановить слезы и воскликнул: «Если ты уйдешь из этого мира, человечество потеряет ни с чем не сравнимую реликвию». Позже он назовет Саякбая «Гомером XX века» и «последним из могикан».
Как Саякбай поймал албарсты
Каралаев любил шутить и часто рассказывал интересные истории. Одна из них опубликована в книге Каныбека Иманалиева «Баллада о гении».
«Вернувшись с войны (до 1922 года манасчи воевал в составе Красной армии на Туркестанском фронте с басмачами и белогвардейцами. — Ред.), я сильно заболел — тело все горит, температура высокая. Лежу без сил дома у старшего брата. Жене (жена старшего брата. — Ред.) говорит: «Ты весь горишь, лежи спокойно, ночь на дворе. Я налила в кувшин воды и поставила на тлеющий кизяк. Если в горле пересохнет, выпей теплой воды, а если захочешь выйти, то тут стоит трость — возьми ее, чтобы не упасть».
Обессилев, я уснул и проснулся от щелкающих звуков. Открыв глаза, увидел у очага албарсты (мифическое существо, которое, согласно поверью, приходит к человеку во время сна и пытается его задушить. — Ред.), у которого был сломан передний зуб. Смотрит он на меня и щелкает семечки, кидая шелуху в огонь, да еще подмигивает. Я ударил его изо всех сил палкой, да так, что он упал в огонь, схватил за волосы и начал давить на углях. В комнате все заволокло дымом, а я кричу нечеловеческим голосом: «Жене, быстрее, я албарсты поймал! Где большой нож? Несите скорее!». Она прибежала на шум и спрашивает: «Что с тобой? Ты в порядке?». И, увидев бардак в комнате, воскликнула: «Ай-яй-яй, ты зачем опрокинул кувшин с водой!?». Оказывается, капли кипящей воды из кувшина попадали на тлеющий кизяк, поэтому сквозь сон я слышал шипящий звук и щелчки, которые принял за щелканье семечек… Вот такая история. А от удара тот металлический кувшин помялся и стал непригодным», — смеясь рассказывал Саякбай.
Манасчи в камне
Скульптор Тургунбай Садыков, еле уговорив Каралаева позировать ему, начал ваять скульптуру.
«Это был 1962 год. Когда Саякбай сел передо мной, я увидел обычного старика невысокого роста. Я задумался, как же создать скульптуру из такого невзрачного образа. Ежедневно он приходил и позировал — иногда молчал, иногда разговаривал со мной. Я записал на магнитофон его сказания и ставил кассету во время работы. И однажды он без предупреждения начал сам сказывать эпос. Продолжалось это очень долго, он еле остановился. Во время сказывания исчез тот невзрачный старик, и появился настоящий богатырь. Тогда я понял, что в эпосе содержится великий дух», — вспоминал Садыков.
Памятник Саякбаю Каралаеву был установлен в декабре 2015 года в этнографическом комплексе «Манас айылы» близ Бишкека.
Жизнь на экране
Режиссер Мелис Убукеев в 1962 году снял фильм «Саякбай Каралаев» (в трех частях), который рассказывал о жизни манасчи. Позже, в 1988-м, он снял семь полнометражных серий картины «Великий манасчи».
В 1965 году Болот Шамшиев снял документальный фильм с участием Саякбая Каралаева. Лента удостоилась главного приза кинофестиваля в Оберхаузене (Германия). В 2017-м Эрнест Абдыжапаров снял биографическую картину «Саякбай. Гомер XX века»
Саякбай в картинах
Образ великого манасчи актер и художник Суймонкул Чокморов воплощал два раза. В общей сложности портреты Саякбая он рисовал в течение семи лет. Художник Эмиль Токталиев изобразил Каралаева с раненым Манасом на руках.
Портрет на купюре
В 2000 году Национальный банк КР выпустил купюру номиналом 500 сомов, на которой изображен Саякбай Каралаев.
В мае 1971-го манасчи попал в больницу. Болезнь протекала тяжело, он перестал узнавать людей, но даже тогда продолжал сказывать эпос. Врачи говорили, что состояние пациента ухудшается с каждым днем, однако чем тяжелее ему становилось, тем дольше он сказывал «Манас». Лежавший в соседней палате писатель Николай Удалов вспоминал, что Саякбай сказывал эпос даже ночью. Он скончался на 77-м году жизни.