(23 сентября 2020) Какие плюсы и минусы есть у свадьбы по интернету, нужно ли резать скот и почему мама молодоженов не пришла на той, рассказал жених.
Пандемия изменила в жизни людей многое, в том числе и формат торжеств, проводившихся ранее с размахом. Трудно представить свадьбу в одной комнате с десятком гостей, но именно так провели той в Бишкеке. Sputnik Кыргызстан побеседовал с женихом Миррахимом Опошем.
— Вы провели свадьбу в онлайн-формате. Как это было?
— Той проходил в нашей студии, которую оформили в национальном стиле. Если не считать техническую группу, в живую присутствовали всего 5-6 близких родственников. Нам очень понравилось — все было живо, интересно, гости чувствовали себя свободно. Кстати, свадьба проходила на трех языках (кыргызском, русском и английском). Конечно, были и веселые моменты — моя мама думала, что ZOOM работает как WhatsApp, и разговаривала, будто она одна в чате, чем очень всех рассмешила.
— Вы провели той в таком формате из-за пандемии или у вас был план?
— Да, время свадьбы пришлось на пандемию, и мы поставили на первое место здоровье и безопасность близких. Не хотелось, чтобы на нашем первом в совместной жизни торжестве кто-нибудь заболел. Очень важно было, чтобы свадьба оставила только положительные эмоции.
Шесть «нельзя» в обряде бракосочетания по кыргызским традициям
— Вы соблюли все традиции?
— В наших семьях кыргызские традиции и ценности играют особую роль. Как положено, моя мама надела серьги невестке в ее доме. К кудалар (сватам) мы ездили небольшим составом, посидели, а потом увезли невесту. Моя мама очень хотела, чтобы мама невесты была довольна, поэтому, согласно обряду, ей вручили «сут акы» (буквально — плата за молоко матери), что имеет сакральный смысл. Калым не платили, так как наши семьи договорились потратить калым и средства на приданое на самое необходимое для молодоженов. Действительно, лучше эти деньги вложить в стартап или начать какое-то дело.
— Свадьба — торжество недешевое, обе стороны при подготовке тратят большие средства.
— Друзья шутят, что я специально дождался коронавируса, чтобы было меньше трат. Мы не так молоды, чтобы ради одного дня и пресловутой показухи богато разодеться и заказать свадебный кортеж из дорогих автомобилей. Мы к каждой покупке подошли основательно, все хорошенько обдумав. Таким образом, из тех денег, которые планировали потратить на свадьбу, ушло всего 30 процентов.
— А скот забивали?
— Я и раньше был противником того, чтобы на торжествах резали много скота. Мы должны снижать бессмысленные траты. Специально для онлайн-свадьбы скот не забивали, но вообще были зарезаны три головы скота, так как в гости мы звали близких родственников со стороны матери, чтобы получить их благословение. Кроме этого, на угощение пригласили соседей, ведь, согласно кыргызской поговорке, хороший сосед намного ближе дальнего родственника.
Как правильно встречать молодоженов — о кыргызской традиции «отко киргизүү»
— Как вы пришли к идее свадьбы по интернету?
— Мы планировали пожениться этой осенью, но я давно думал об особой свадьбе. Искали разные варианты. Из-за того что у нас много друзей за границей, хотели для них организовать Live (прямой эфир). Но потом вмешалась пандемия, и выбор пал на онлайн-свадьбу.
Но думаю, это к лучшему. Не хочу говорить плохо, но торжества у большинства проходят по шаблону, все делается как под копирку. Даже в благословение мало кто вкладывает душу, нет былой энергетики. Часто, когда люди произносят тосты, гости шумят и не обращают внимания на поздравления. Вообще, тои во многом потеряли свое первоначальное значение — получить благословение. Поэтому я хотел, чтобы на моей свадьбе такого не было. Главной нашей целью стало провести свадьбу так, чтобы поздравления шли от чистого сердца, пусть это будут 10 или 50 человек, но чтобы благословения были искренними и настоящими. Судя по всему, нам это удалось, пусть даже нас разделял экран.
— Назовите плюсы такого формата. Что запомнилось?
— Во-первых, никто не испортил праздник, как это часто происходит. Не было суматохи и измотанных нервов при подготовке и проведении торжества. Знаете же, как бывает: то забыли, это не привезли, и вообще куча стрессов. Если не считать хлопоты с подготовкой техники, то мы совсем не тратили сил и энергии на этот пункт. Во-вторых, финансовый вопрос — средств потрачено значительно меньше. Не было лишних блюд и излишеств, хотя при этом никто не был стеснен в чем-либо и угощений хватило с лихвой. Все было свободно, весело, без стереотипов и шаблонов. Каждый гость оделся как хочет, ел и пил, что пожелает. В общем, у всех было хорошее настроение, ну и как положено, без песен и танцев не обошлось.
— А недостатки были?
— Минус всего один. Дело в том, что я очень коммуникабельный, люблю общаться с людьми, обниматься. Даже на работе, когда все кипит и бурлит, мне нравится сделать перерыв и просто поговорить с кем-нибудь. При онлайн-формате это просто недоступно, ведь ничто не может заменить живое общение. В век технологий, очевидно, это очень важно.
Но, несмотря на дальние расстояния, мы с помощью ZOOM сумели собрать всех близких нам людей. На обычный той пришли бы порядка 50 человек, а тут мы сумели соединить родственников, друзей и знакомых, при том, что многие из них были за границей.
— Были обиженные, что их не пригласили на торжество?
— Конечно, но были и те, кто заявился на свадьбу без приглашения (смеется). Хочу сказать, что на свадьбу по интернету не пришла даже моя мама, — свои пожелания она произнесла с той стороны экрана.
Окул ата и окул апа — 8 «нельзя» в отношении посаженных родителей у кыргызов
— А невеста не была против онлайн-свадьбы?
— Свою теперь уже жену я знаю 11 лет. Встретились в 2009-м, но потом наши пути разошлись, а два года назад снова встретились. Она работает в гуманитарной сфере, и так как мы оба интересуемся эпосом «Манас», нас это очень сблизило. Наши взгляды на жизнь схожи.
Супруга очень интересный человек, она выросла на стыке разных культур — родилась в Узбекистане, детство прошло в Казахстане, потом приехала в Кыргызстан. Думаю, наша совместная жизнь будет очень интересной. А формат свадьбы и все остальное мы продумывали с ней вместе.
— Я знаю, что вы дизайнер одежды, но по образованию философ.
— Да, я работаю с одеждой, и мои главные инструменты — иголка с ниткой. К дизайнерскому делу пришел после университета, потом пять лет преподавал философию, защитил диссертацию. Могу сказать, что философия стала фундаментом, пополнила мой внутренний мир и создала условия для развития моих природных способностей. Были моменты, когда я переживал, что не получил образование в сфере дизайна. Но, как оказалось, талант у меня от природы — моя бабушка по отцу, оказывается, была искусной швеей, мама тоже мастерица, очень хорошо разбирается в кыргызских традициях. Чтобы осуществить мечту и открыть свою студию, мне потребовалось семь лет. Сегодня люди с удовольствием пользуются нашей коллекцией, а я и дальше буду работать, чтобы популяризировать национальную одежду.