(13 августа 2020) Когда мы договаривались об интервью, вместо привычного «ок» Даниэле написал «jiaxshi» («жакшы»). За пять месяцев путешествия по Кыргызстану он выучил немало слов.
Когда итальянец только начинал свой путь, он и подумать не мог, что останется в нашей стране надолго.
Два года назад житель Неаполя Даниэле Вентола собрал огромный рюкзак и отправился в пешее путешествие длиной 12 тысяч километров — конечной точкой маршрута итальянец выбрал Китай.
Даниэле прошел большую часть пути, добравшись до Кыргызстана, но из-за ситуации с коронавирусом ему не удалось завершить путешествие в Поднебесной. По понятным причинам молодой человек пока не может вернуться на родину, поэтому продолжает изучать местную культуру и рассказывать о ней в своем блоге c поэтичным названием «Vento Della Seta» (дословно «шелковый ветер» — отсылка к Великому шелковому пути, история которого особенно интересует туриста).
О своем приключении он рассказал Sputnik Кыргызстан.
— Что подвигло вас на такую безумную, с точки зрения обывателя, затею?
— Как антрополог, я изучаю культурные особенности и традиции жителей разных стран. Моя главная цель — открыть для себя и других неизведанные горизонты и рассказать истории обычных людей, которые живут в разных уголках мира, стать своеобразным мостом между культурами, сократив расстояние между ними. Это путешествие — своеобразный вызов самому себе, потому я решил пойти пешком. Именно такой способ позволяет ближе познакомиться со страной и ее жителями.
— Сколько стран вы посетили на пути к конечной цели?
— Словению, Венгрию, Румынию, Болгарию, Турцию, Грузию, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. Я планировал завершить путь в Китае, но из-за пандемии мне не удалось добраться до конечной цели: в Кыргызстане меня настиг карантин. Сейчас жду ближайшего авиарейса в Италию, чтобы вернуться домой.
— То есть вы застряли у нас?
— Я бы не стал использовать это слово, потому что мне действительно интересен Кыргызстан: ваши люди, природа, культура — 40 древних племен, заповеди Манаса, кок-бору… Местные жители классные и гостеприимные. Я спал в юрте, видел быт кочевников — все это очень захватывающе, так что слово «застрял» не подходит.
— Не представляю, насколько тяжело путешествовать пешком…
— Главная проблема — огромный рюкзак, который весит около 30 килограммов. За последние два года он стал мне как брат, правда, иногда я его ненавижу. Многие люди, живущие в юртах, интересовались, как мне удается путешествовать пешком, на что я отвечал: «Мы же кочевники!».
Бишкек попал в рейтинг самых дешевых городов для иностранцев
На самом деле это не так тяжело, как кажется, — наоборот, в пешем путешествии есть нечто первобытное. Благодаря ему становится ясно, как человек стал человеком. В этом деле для меня главное — выйти из привычной зоны комфорта и погрузиться в естественный быт местных жителей.
Я останавливался в юртах и наблюдал за жизнью их хозяев. Однажды увидел, как один аксакал в полной тишине любовался горами. Это необыкновенное единение с природой. Большинство современных людей смотрят так только на экраны смартфонов.
— Наверняка пешему путешественнику нелегко переходить государственные границы. Расскажите об этом на примере Кыргызстана.
— Вовсе нет! На границах у меня не было проблем, потому что я не совершил ничего противозаконного. Иногда пограничники сомневались, действительно ли я из Италии. Понимаю их, так как родился на юге страны и больше похож на испанца, турка или грека. К тому же вы представляете, как выглядит одежда человека, который спит в горах, раскладывая палатки?..
Солдаты на узбекско-кыргызской границе показались мне очень приветливыми. Мы даже поговорили о футболе и музыке, так что этот переход я вспоминаю с теплой улыбкой.
— То есть знакомство с Кыргызстаном вы начали с юга?
— Да, в начале февраля я пришел из Андижана в Ош. Тогда и представить не мог, что останусь в южной столице республики на три месяца. Я немного поработал учителем английского языка в академии имени Купуева, где мне помогли с жильем, когда начался карантин. Ош — удивительный город с приятнейшими людьми. Возможно, в следующем году я вернусь туда, чтобы снова преподавать английский в той же школе.
Большое впечатление на меня произвела священная гора Сулайман-Тоо. Почти у ее подножия раскинулся базар, который по своей многонациональности напомнил мне маленькую Центральную Азию. Базар — интересное культурное явление, чего там только не найдешь! Между рядами с мясом, сахаром, специями, фруктами и одеждой я увидел прилавок, где «все по 50″…
— Что еще удивило вас в Кыргызстане?
— Прежде всего то, как легко взаимодействуют люди. Европейцы живут обособленно, многие даже не разговаривают с соседями. А местные жители могут встретиться спонтанно и разговаривать часами. Они делятся короткими повседневными историями, в которых столько всего интересного! Для меня это удивительная черта, которую теряют европейцы.
Я остался под впечатлением от пребывания на джайлоо. В горах время будто останавливается, кругом все настолько естественно, что дух захватывает; люди живут как настоящие кочевники. В Оше я ходил на кок-бору, надолго запомнил эту зрелищную игру. Призом тогда была машина, но я понимал, что ставки намного выше — на кону честь, гордость и достоинство.
Кроме того, здесь очень просто социализироваться, потому что кыргызстанцы гостеприимны: к тебе везде относятся как к члену семьи.
— А языковой барьер вам в этом не мешал?
— Нет, потому что для общения порой не нужны слова. Например, когда мы играли с детьми, прекрасно понимали друг друга. Кстати, по дороге я выучил несколько кыргызских слов, к тому же, путешествуя по постсоветским странам, в любом случае учишься немного говорить на русском, поэтому языковой барьер не был проблемой.
— Где вы успели побывать в Кыргызстане и какие места рекомендовали бы посетить туристам?
— Я побывал в Оше, Узгене, Джалал-Абаде, Кара-Куле, Токтогуле, на перевале Ала-Бель, в Сосновке, Бишкеке… Рекомендовать конкретные места сложно, ведь многого я еще не видел, будучи не самым мобильным путешественником.
Я бы посоветовал туристам чаще бывать в селах, увидеть быт местных жителей изнутри: как они ведут хозяйство, готовят и едят бешбармак, общаются между собой. Все это очень интересно, не упускайте такую возможность!
— А еще такой способ помогает обрести новых друзей…
— Это точно. На пути к столице я остановился в маленьком селе Белек, где меня тепло приняла женщина по имени Чынар. Она угостила меня максымом, а ее дочь сделала моцареллу. Два года я скучал по моцарелле! Готов был просто расплакаться от нахлынувших эмоций, а потом решил приготовить для всех пиццу, раз есть моцарелла… Это было чудесное время. Если я вернусь в Кыргызстан, обязательно загляну к Чынар эже.
— И все же я не представляю, как организовано ваше путешествие. Обычно люди закупают вещи, бронируют билеты на самолет, номера в гостиницах…
— Отправляясь в путешествие длиной в два года, невозможно что-то запланировать: ты просто должен идти вперед. В городах я ночую в недорогих хостелах, где заряжаю телефон и ноутбук, пишу заметки для блога. Все-таки я путешественник, а не бездомный.
— У вас были определенные ожидания, связанные с Кыргызстаном? Если да, то совпали ли они с реальностью?
— Главное правило путешественника — никаких ожиданий. Мы никогда не узнаем, что именно нас впечатлит в той или иной стране, и в этом самый смак любого путешествия.
По той же причине мне нравится Кыргызстан: тут все происходит спонтанно, часто случаются такие ситуации, которые нельзя предвидеть. В Европе, например, все более предсказуемо, что само по себе несколько скучно.
Такой природу Кыргызстана вы еще не видели — шикарное видео снял иностранец
Однажды я искал здесь туристического гида. Через друзей и знакомых вышел на женщину, которая жила в Неаполе на расстоянии километра от моего дома. Это просто немыслимо: найти в далекой стране человека, который почти твой сосед…
— Как родные относятся к вашему образу жизни?
— Давайте я приведу параллели. Когда местные жители узнают, что мне 28 лет, они сразу спрашивают, есть ли у меня жена и дети. Я пока не обзавелся семьей, что обычно удивляет кыргызстанцев, ведь по местным меркам мне «уже пора».
В Италии все иначе: люди создают семьи примерно в 34-35 лет, когда у них складывается карьера. Узнав, что я собираюсь отправиться в Китай пешком, родители сказали: «Сынок, тебе стоило бы найти работу, жить комфортной жизнью». Но в итоге они приняли мою мечту и первыми подписались на мой блог.
На самом деле я путешествую не один: за моими приключениями следят люди, которые узнают много нового о разных странах, избавляются от предубеждений, мы вместе расширяем кругозор, становимся более открытыми. В этом и есть моя главная миссия.
P.S. Пока я переводила это интервью, Даниэле добрался до Иссык-Куля. Он все еще следит за расписанием авиарейсов, но это не мешает ему наслаждаться местными красотами и открывать новые грани культуры Кыргызстана.