Перейти к содержимому
РОО «Национально-культурная автономия кыргызов Республики Татарстан»

РОО «Национально-культурная автономия кыргызов Республики Татарстан»

Основное меню
  • Портал
  • Главная
  • Об организации
    • Руководство
    • Структура
    • Документы
    • Контакты
  • Новости
  • Медиа
    • Видео
    • Фото
  • Гостевая
  • Главная
  • Новости
  • Великая классика в новой редакции предстала перед киргизстанцами

Великая классика в новой редакции предстала перед киргизстанцами

admin 09.02.2016

(05 февраля 2016) В Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета имени Малдыбаева зрителей порадовали премьерой. 31 января его артисты представили обновлённый балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского.

«Лебединое озеро» — пожалуй, единственное классическое произведение, о котором знают не только поклонники балета, но и те, кому ни разу не довелось побывать в театре и слышать классическую музыку. В основе сюжета — старинная легенда, повествующая о любви принца Зигфрида и девушки-лебедя Одетты, заколдованной злым волшебником. Любовная история была положена на музыку русским композитором Петром Ильичём Чайковским, премьера балета прошла 4 марта 1877 года в постановке Юлиуса Венцеля Райзингера в Большом театре. Но представителям знати и критикам  музыка показалась слишком «скучной» и «сложной для восприятия». Несмотря на это, балет  пережил их всех и уже более чем за 100 лет своего сценического существования стал признанным на мировом уровне шедевром русской классической хореографии, а музыка к нему вошла в мировую культурную сокровищницу.

Традиционно заглавные партии в балете исполняют лучшие танцовщики труппы. Это же правило действует и на кыргызской сцене. Так, при первой постановке «Лебединого озера» в 1949 году, партии Одетты-Одиллии и принца Зигфрида танцевали народная артистка СССР Бибисара Бейшеналиева и народный артист республики Уран Сарбагишев. Сценографию тогда осуществил выдающийся театральный художник СССР Анатолий Арефьев. В 1965 году была представлена вторая редакция балета в хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова и Михаила Мессерера, которая и знакома зрителям, посещавшим балет последние полвека.

Третью редакцию претворил в жизнь народный художник КР Макен Сыдыкбаев совместно с художником по костюмам — Кубандыком Омуровым. Они решили полностью сменить костюмы и декорации, и оживить балет не только за счёт нового оформления, но и содержания:  реформам подверглись и хореография, и аккомпанемент — для зрителей было решено раскрыть ранее не исполнявшиеся страницы в партитуре произведения. Воплотить замысел было поручено новому поколению артистов:  на сцену вышли Мадина Минжилкиева и Айжамал Абдрахманова (Одетта-Одиллия), лауреат Международных конкурсов Марат Сыдыков, и Талгат Бейшекеев (принц Зигфрид), Элес Арыков, Саади Иманкулов, Айбек Темиралиев (Шут), заслуженный артист республики Досмат Садыркулов, и Александр Брюханов  в роли Злого Гения. В итоге зрители восхищались как пышными декорациями замка и  сада, где праздновал свой день рождения принц Зигфрид, уносящими в Средневековье вместе с костюмами персонажей, но и потрясающей хореографией. С помощью языка танца мастерски были переданы  доверчивость и пылкость юного принца и животная жестокость  Злого Гения, и грациозная чистота Одетты.  Солистке удалось  сочетать в себе и образ заколдованной красавицы, и черты лебедя — от элегантности и трепетности до лёгкой неловкости, которая бывает у этих птиц, если им приходится передвигаться по земле пешком, а не плыть или лететь. Достойным отражением казалась и Одиллия-Чёрный лебедь, заменившая принцу любимую. Насколько Одетта нежна и скромна, настолько Одиллия исполнена страсти и жизненной силы — это подчёркивает не только хореография, но и оформление костюмов в испанском стиле, когда она в окружении свиты, вместе с воплощением Злого Гения появляется в замке на балу. Отдельным ходом постановщика можно назвать линию между Гением и матерью Зигфрида: пока принц и колдовской двойник Одиллия танцуют свою партию, они  пластическими движениями ведут переговоры. И кажется: герои видят друг друга не впервые и уже давно договорились о том, как выгодно составить партию и заключить союз между представителями власти аристократии и представителями власти колдовства. Принц на этом фоне выглядит заложником обстоятельств,  случайно  влюбившимся не в назначенную ему девушку… Неординарным ходом стало и окончание балета:  классический вариант, когда гибнет и королева лебедей, и её возлюбленный, подвергся пересмотру. Какому? Можно узнать, посетив спектакль.

— «Лебединое озеро»  — визитная карточка Большого театра, несмотря на то, что он демонстрировался на многих сценах мира.  С его музыкальными фрагментами знакомы даже те, кто в театре оперы и балета никогда не бывал: их активно используют в рекламе. А «Танец маленьких лебедей» оброс большим количеством пародий и упоминаний в художественных фильмах и мультфильмах.
— Для жителей бывшего СССР, чья взрослая жизнь пришлась на перестройку,  балет имеет довольно зловещее значение: во времена августовского путча в 1991 году все телевизионные каналы страны демонстрировали именно его. Поэтому  «Лебединое озеро» стало для многих символом ожидания чего-то тревожного и значительного. —  «Лебединое озеро» вдохновило  известного режиссёра Даррена Аронофски на съёмки психологического триллера «Чёрный лебедь» с Натали Портман и Вайноной Райдер в главных ролях. За основу взяты интриги вокруг распределения ролей: партии Одиллии и Одетты  всегда исполняют самые лучшие солистки, и борьба за них в каждом коллективе нешуточная.

— Самая длительная трансляция балета со сцены  Большого театра в постановке народного артиста СССР Юрия Григоровича состоялась 25 января 2015 года. Тогда происходящее на сцене увидели в более чем 1000 кинотеатров по всему миру. От классической концепции его отличало две пары двойников-солистов: Белый лебедь (Одетта) — Чёрный лебедь (Одиллия), «Белый» принц (Зигфрид) и «Чёрный» — (Злой гений).

Фото Антона Селова

Источник: http://www.news-asia.ru

Продолжить чтение

Назад: Развивая детский футбол
Далее: Кыргызстан и Япония укрепляют торговые отношения

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 


bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57