В материальной культуре всех среднеазиатских народов отдельное место занимает ковровое искусство. Это отдельная категория прикладного ремесла, которая имеет свои обычаи и традиции. Ковроткачество – это искусство, имеющее вековую историю.
Художественные традиции народного коврового промысла необычайно высоки. Ведь у отдельных скотоводческих народов Средней Азии ковроткачество было почти единственным средством удовлетворения эстетических потребностей. Многие поколения киргизских ткачей вложили своё видение и свой талант в создание различных видов ковров, которые существуют и востребованы сегодня.
Киргизские ковры славятся своим высоким качеством. Это обусловлено тонкостью художественных приёмов и техник. Виртуозная техника и художественные народные мотивы придают киргизским ковровым изделиям неповторимое очарование.
Что характерно, традиции ковроткачества хорошо развиты у скотоводческих кочевых народов. Это объясняется тем, что в быту ковровые изделия имели важное значение как для киргизов, так и для других кочевых народов. Так как в условиях кочевой жизни не было возможности обустроить свои дома, а юрты кочевников подчас были снабжены лишь самыми необходимыми вещами, то именно ковровые изделия придавали им вид уютного жилища, а также защищали от холода. Они заменяли мебель, использовались при скреплении некоторых частей юрты, служили украшением. Снаружи юрты завешивались ковровой занавесью, а порог загораживали маленьким узким ковриком. Земляной пол юрты устилали мягкими и теплыми кошмами, паласами и коврами. Для хранения утвари использовались специальные ковровые вещевые мешки.
У всех скотоводческих народов Средней Азии ковровые изделия составляют неотъемлемую часть девичьего приданого. По обычаю, придя в дом мужа, девушка должна была обустроить юрту изнутри. В приданое дочерям матери должны были сделать не менее трёх ковров, поэтому перед свадьбой у киргизов, как и у других народов Средней Азии женщины со стороны невесты – самые искусные мастерицы собирались и ткали ковры.
Нельзя сказать, что ковровые изделия пользовались популярностью только у кочевых народов. Городское население также обустраивало свои дома различными ковровыми изделиями, так как на Востоке не особо была распространена деревянная мебель, то ковры были одной из самых необходимых вещей в доме.
У киргизов ковровый промысел не был развит на производственном уровне, они в основном ткали ковры для собственных нужд, но в XIX веке эта ситуация изменилась и сегодня киргизские ковры приобретают широкую известность по всему миру. Среди самых распространённых видов коврового искусства Киргизии, такие как туш кыйиз, ширдак, ворсистые коврики, курак, чий, ала-кыйиз.